Шотова Наталя. Досвід вчителя

Блог вчителя зарубіжної літератури Валер'янівської ЗОШ I-III ст.

О компьютерах и книгах

Комментировать

В последнее время информационно – компьютерные технологии проникли во все сферы человеческой деятельности. Заметно активнее они стали использоваться и в учебно-воспитательном процессе. По многих предметам даже появилась специальные электронные учебники, которые на уроках используют параллельно с обычными. Мне довелось принимать участие в работе творческой группы при Донецком областном институте последипломного педагогического образования по составлению такого электронного учебника по зарубежной  литературе в 8 классе. Я в восторге от возможностей такого учебника. Его использование позволяет делать урок более наглядным и интересным очень насыщенным, рационально тратить время. Казалось бы этому нужно только радоваться. И мы действительно искренне радуемся.

…А в это время психологи на Западе бьют тревогу. Оказывается, студенты и учащаяся молодежь, скатывающие нужную информацию и Интернета, лишь только просматривают ее или, в лучшем случае, прочитывают начало абзацев. Понятно, что повышению качества знаний это никак не способствует.

Волнует психологов и то, что широкое распространение информационно-компьютерных технологий постепенно вытесняет книгу, особенно художественную. И это далеко не на пользу детям. Ведь чтение книги – процесс медленный и более сложный, чем общение с компьютером; он оказывает возможность воздействие на большее количество участков мозга и активнее развивает умственные способности и психику ребенка.

Во-первых, когда ребенок читает книгу, он проговаривает каждое слово и всю информацию пропускает через себя, через свое сознание.

Во-вторых, во время чтения он рисует в своем воображении портреты литературных героев, описание природы и картины различных эпизодов и таким образом развивает свое художественное и пространственное воображение, свою фантазию.

В-третьих, знакомясь с содержанием книги, юный читатель не бывает равнодушным к поступкам героев, он радуется и огорчается вместе с ними, их неудачи воспринимает как свои собственные. При этом ребенок постоянно из одного психического состояния переходит в другое, переживает различные чувства, учится управлять своими эмоциями.

Некоторые психологи считают, что у детей, которые перестают читать или же читают мало, постепенно отмирает ген «сочувствия». Поэтому современные «компьютерные» дети становятся агрессивнее. Мы, педагоги, также чувствуем это. Не обделяют своими вниманием эту проблему и средства массовой информации, периодически рассказывая об участившихся драках и жестоких избиениях в школьной среде.

Мне как классному руководителю нередко жалуются на своих детей и родители. Их беспокоит то, что юные создания не реагируют на замечания, сделанные обычными тоном. В таких случаях родителям приходится повышать голос или даже кричать.

…Я вовсе не против дальнейшего внедрения компьютерных технологий в учебный прогресс. Наша страна и так заметно отстает от развитых стран. Просто я, опасаюсь, что компьютер может вытеснить книгу и она будет изъята из духовного употребления ребенка.

Мне хочется, чтобы компьютер и книга не конкурировали друг с другом а мирно сосуществовали в учебно-воспитательном прогрессе, умело дополняя друг друга. Что же нужно сделать для этого? Может, стоит оказаться от использования компьютеров на уроках литератур (украинской, русской, зарубежной) в наших школах? Или хотя бы передвинуть их использование на более поздний срок, например, в 10, 11, 12 (скоро будет и такой) классы, когда ученики более-менее сформируются как личности, способные читать, анализировать и оценивать любой текст и создавать текст самим. Ведь литература – это не просто обычный школьный предмет, приобщающий детей к искусству слова, это еще и человековедение. То есть наука, которая помогает формировать взгляды, чувства, характер ребенка, учит понимать самого себя и других людей.

Опубликовал admin

Сентябрь 28th, 2010 at 2:34 пп

Опубликовано в рубрике Публикации в газетах

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.