Шотова Наталья. Опыт учителя

Блог учителя зарубежной литературы Валерьяновской ОШ I-III ст.

Чтение – вот лучшее учение!

Комментировать

Я всегда с особым уважением относилась к книгам. Они для меня были верными друзьями и мудрыми помощниками. Наверное, поэтому я и стала филологом –  специалистом в области языка и литературы. Только вот сейчас я с тревогой наблюдаю, как книги постепенно изымаются из общего потребления, и молодое поколение относится к ним, как к чему-то не очень нужному, пережитку прошлого.

Вот и наш школьный библиотекарь утверждает, что у нее два активных читателя: я и учитель украинского языка и литературы. Учащиеся же своим вниманием библиотеку не балуют. И массово посещают ее в начале учебного года, когда получают учебники, и в конце – когда их сдают.

Однако это вовсе не означает, что наши воспитанники не читают. Читают, но лишь только то, что задают. Да и то, не все. Старшеклассники предпочитают работать с электронными книгами, которые легко и быстро находят в интернете.

Кстати, об интернете. Психологи многих стран  уже давно бьют тревогу по поводу того, что в интернете не читают, а только просматривают текст. А если кто и читает, то только  начало абзацев. Интернет, пришли к выводу психологи, не предназначен для вдумчивого чтения.

А вот о пользе чтения, все те же психологи, знают давно. И до сих пор не изменили своего мнения. Чтение, считают они, способствует пополнению словарного запаса, развивает логику и мышление,  а так же фантазию и воображение, тренирует память и укрепляет психику.

Я думаю, что чтение полезно в любом возрасте. Но особенно оно важно для детей и подростков, когда происходит процесс формирования личности, ее мировоззрения и интеллектуальных способностей.

К сожалению, в последнее время все меньше и меньше читают как взрослые, так и дети, потому что стали получать информацию из других источников. Предпочтение отдают интернету и телевидению. Они заметно потеснили книгу. Это и понятно. Чтение забирает слишком много времени. И потом, читать – значит работать. А еще нужно и представлять прочитанное, то есть снова прилагать усилия. А в видео все это уже сделано за зрителя. Причем, сделано красиво, ярко и привлекательно.

Казалось бы, все для блага человека. Но это только на первый взгляд. На самом деле во время просмотра изображения происходит быстрая смена кадров, так что зритель не успевает обдумать и осмыслить увиденное. Его мозг отдыхает, вернее, как компьютер, находится в «спящем режиме». Если для взрослых это не так страшно, то для детей и подростков – губительно.

Но так получается, что современные дети больше любят смотреть, а не читать. Да и родители невольно способствуют этому: дошкольникам покупают планшеты,  учащимся младших классов – дорогие гаджеты. А в свободное время ребята часами сидят перед голубыми экранами телевизоров и мониторами компьютеров. И даже на переменках их трудно оторвать от мобильных телефонов.

Выходит, что школа остается едва ли не единственным местом, где дети читают. Поэтому я  очень ответственно отношусь к такому виду работы, как чтение, ищу новые формы работы с книгой и пытаюсь совершенствовать старые. Ведь пока еще более эффективного способа интеллектуального развития,  чем чтение, человечество еще не придумало.

В связи с этим хочу дать совет родителям. Уважаемые родители! Показывайте пример своим детям: в свободное время иногда берите книгу в руки и читайте. Читайте детям и учите их читать самим. Выражение «Чтение –  вот лучшее учение» остается актуальным до сих пор.

Наталья Павловна Шотова,
учитель Валерьяновской ЗОШ

Опубликовал admin

Февраль 28th, 2018 at 5:26 пп

Опубликовано в рубрике Публикации в газетах

Тэги , ,